Черный ферзь не должен играть за белую пешку
30.01.2014 в 19:30
Пишет Last_Optimist:Давно хотел обрисовать сию мысль словесно
Вот я знаю много поклонников всяческих Люциферов, Мелькоров и прочих подобных личностей. На всякий случай поясню: я имею в виду образ отрицательного, но романтического бунтаря, восстающего против собственного создателя, отца, повелителя, нужное подчеркнуть). Мотивировку у них разнятся в деталях, но в целом их можно описать так:
- папа, я хочу, чтобы ты любил меня больше, чем других братиков, и признал, что я круче них, нет, даже более того - что я такой же крутой, как и ты! Чтобы мы были типа равные.
Образ Люцифера в литературном и вообще культурном мировом процессе мне всегда был очень интересен. Так что ценителей образа я вполне понимаю.
Забавляет меня другое: а с чего поклонники считают, что объект их восхищения был прав, а значит, незаслуженно обижен, отвергнут, изгнан, все дела, и вообще не понят, давайте же его пожалеем, на самом деле он хороший, а все остальные плохие
Возьмем Мелькора. Почему столь многие думают, будто это хорошо, что он непременно решил внести в песнь творения нечто свое. Откуда вы знаете, че он там пел? Ж))) Может, это был Стас Михайлов или "о боже, какой мужчина".
Возьмем Люцифера. Он тупо хотел был равнее прочих. А чем он это заслужил? Может, он сделал че-то в разы более охуенное, чем другие ангелы? Если честное, не помню подобного.
Но ок, ок, это момент дискуссионный. Дали нашим романтическим бунтарям пиздюлей и прогналу нахуй из светлого рая. С одной стороны, печально. С другой - вот же он, шанс показать, как эти гандоны в белых пальто были неправы! Целый огромный мир к твоим услугам, хуярь, создай нечто свое, докажи, что так же крут.
Думаю, все мы отлично помним, что смогли создать Мелькор и Люцифер.
Какбе Ад и все эти орки с прочими тварями прекрасно доказывают, что создатели были правы, не дав детишкам делать то, что они творят.
Ибо для меня эти истории - прежде всего поучительные примеры того, как чувак заслуженно огреб за то, что слишком активно кидал понты.
URL записиВот я знаю много поклонников всяческих Люциферов, Мелькоров и прочих подобных личностей. На всякий случай поясню: я имею в виду образ отрицательного, но романтического бунтаря, восстающего против собственного создателя, отца, повелителя, нужное подчеркнуть). Мотивировку у них разнятся в деталях, но в целом их можно описать так:
- папа, я хочу, чтобы ты любил меня больше, чем других братиков, и признал, что я круче них, нет, даже более того - что я такой же крутой, как и ты! Чтобы мы были типа равные.
Образ Люцифера в литературном и вообще культурном мировом процессе мне всегда был очень интересен. Так что ценителей образа я вполне понимаю.
Забавляет меня другое: а с чего поклонники считают, что объект их восхищения был прав, а значит, незаслуженно обижен, отвергнут, изгнан, все дела, и вообще не понят, давайте же его пожалеем, на самом деле он хороший, а все остальные плохие
Возьмем Мелькора. Почему столь многие думают, будто это хорошо, что он непременно решил внести в песнь творения нечто свое. Откуда вы знаете, че он там пел? Ж))) Может, это был Стас Михайлов или "о боже, какой мужчина".
Возьмем Люцифера. Он тупо хотел был равнее прочих. А чем он это заслужил? Может, он сделал че-то в разы более охуенное, чем другие ангелы? Если честное, не помню подобного.
Но ок, ок, это момент дискуссионный. Дали нашим романтическим бунтарям пиздюлей и прогналу нахуй из светлого рая. С одной стороны, печально. С другой - вот же он, шанс показать, как эти гандоны в белых пальто были неправы! Целый огромный мир к твоим услугам, хуярь, создай нечто свое, докажи, что так же крут.
Думаю, все мы отлично помним, что смогли создать Мелькор и Люцифер.
Какбе Ад и все эти орки с прочими тварями прекрасно доказывают, что создатели были правы, не дав детишкам делать то, что они творят.
Ибо для меня эти истории - прежде всего поучительные примеры того, как чувак заслуженно огреб за то, что слишком активно кидал понты.
Ну и мне кажется. что скорей это восхищение базируется не на жалости к побежеднному и не на архетипе отец-сын, скорей на желании выглядит оригинальным: вот тут у нас много фанатов Манве, а тут много фантов эльфов. А я буду оригинальным и напишу, что мелькор был розовой няшкой. Самое ужасное для меня при этому то, чт Мелькору и Саурону, Манве и прочим приписывает абсолютно человеческая система мышления. Что убивает меня одно из важный моментов очарования Толкина: он отлично показывает, что даже эльфы и гномы не то, что майяры и валары - не мыслят как люди. И отличаются от людей не только ростом, формой ушей, кучей магических очивок, но и просто системой координат, видением мира, логикой.
В точку.
Вполне возможен вариант "Историю пишут победители", но Сильмариллион написан не победителем. Толкин пишет не от лица Манве и кого-либо другого. Разве что с позиции создателя - быть может Эру.
А это уже вопрос подхода к тексту. Тут уж кому что нравится. Прочитать можно и так, и эдак (в том числе один человек может смотреть на текст с разных сторон, было бы желание). Кстати, часть написанного, по-моему, точно не с позиции создателя - в тех же "Законах и обычаях" (поправьте, кто лучше их помнит) были, вроде, пассажи в духе "больше информации у нас нет, а на основе того, что есть можно сделать следующий вывод" )
Ну и мне кажется. что скорей это восхищение базируется не на
Думаю, тут нет одного варианта на всех. Да и для одного человека будет скорее сочетание причин, чем строго одна.
А уж какие причины более распространены - не могу сказать. Данных наблюдения за своим кругом общения тут мало )
скорей на желании выглядит оригинальным
Не уверена, кстати, что сейчас это самый основной фактор. Что уж тут оригинального в последние лет надцать? )))
Самое ужасное для меня при этому то, чт Мелькору и Саурону, Манве и прочим приписывает абсолютно человеческая система мышления.
Хм... а как еще? Принципиально нечеловеческое мышление - вещь в себе. Человек ее даже представить себе внятно не может. Упрощенную человеческую, человеческую с перекосами, человеческую с утрированием одних качеств и отсечением других - может. А принципиально другую - откуда бы?
Поэтому как только начинаются попытки понять персонажей и осмыслить их действия - мы неизбежно делаем их человекообразными.
Чтобы этого избежать, пришлось бы смотреть на них максимально абстрагируясь, смотреть только на объективно регистрируемое: "встал-запел-побежал-сел-упал-умер" ) И ни мыслью не добавить туда предположение о намерениях или мыслях, с которыми это происходило - с этого неизбежно начнется "очеловечивание".
К слову о...
Мотивировку у них разнятся в деталях, но в целом их можно описать так: - папа, я хочу, чтобы ты любил меня больше, чем других братиков, и признал, что я круче них, нет, даже более того - что я такой же крутой, как и ты! Чтобы мы были типа равные.
Вот оно, очеловечивание чистой воды. Очень человеческая мотивировка. Очень типичная и распространенная.
Ужасно? )
А больше точек зрения дает больше интересных картин )
Впрочем, тут я говорила не о мире Толкиена, а о людях нашего мира )
Это мы с тобой понимаем, что ничего. Но для многих это до сих пор оригинальность просто не эпическая. Общался с людьми, которые считают так. Плюс роматизм бунта: все нормальные люди считаю, что он плохой, а я буду сыпать им в мед деготь и говорить, что он милашка. Они удут ругаться, а я весь такой Локи и издеваюсь над ними.
Хм... а как еще?
Как? Не лезть в атомный реактор, если ты не знаешь как он устроен, и думаешь, что работает так же как твой велосипед.
Вот оно, очеловечивание чистой воды. Очень человеческая мотивировка. Очень типичная и распространенная.
Ммм... да, именно поэтому я далек от сюжета ТА.
немного офф, но тут вспомнилось: по твоим словам выходит что постфигуративная культура - это в первую очередь архаичная культура. Если не так ты меня поправь. Но вот тут мне вспоминаются египетские мифы, в которых Шу, Геб и Осирис поочередно правили Египтом при этом перманентно смещая друг друга с трона. Причем в режиме "папа ты засиделся, иди отсюда" и воспринималось это абсолютно нормально, ибо каждый был в своём праве.
Я просто не рискну оценивать этих "многих" в хоть каком-то численном выражении. И судить, кого больше - тоже )
Так что не знаю, не знаю...
роматизм бунта
О чем и речь - откуда берется романтизм бунта, если копнуть поглубже? "сыпать в мед деготь" - а с чего бы? )
Как? Не лезть в атомный реактор, если ты не знаешь как он устроен, и думаешь, что работает так же как твой велосипед.
Ну да. Тогда их лучше не обсуждать, и даже, лучше не думать, откуда что берется и почему они такие )))
Кстати, атомный реактор и велосипед все же подчиняются, если копнуть глубже, очень даже одним физическим законам. В основе )
Вот оно, очеловечивание чистой воды. Очень человеческая мотивировка. Очень типичная и распространенная. Ммм... да, именно поэтому я далек от сюжета ТА.
Так ведь она во главе этого поста. Так же как и "заслуженно огреб за то, что кидал понты" - мы не можем из объективно регистрируемого вывести, что дело было именно в кидании понтов (это не объективная данность, это уже интерпретация), мы не можем оценивать заслуженность (каковы критерии оценки, которыми руководствовался Эру? применима ли к нему вообще эта конструкция - оценки и критерии, это тоже человеческое). Мы даже тогда не можем сказать "он огреб за то, что" - мы видим лишь: "Мелькор произвел действие А, Эру произвел действие Б". Что Б было следствие А (тем более, наказанием за А) - это опять интерпретация. Человеческая )
Только... а смысл тогда в книге, над которой лучше даже не думать? )
Или я чего-то не понимаю? )
Но вот тут мне вспоминаются египетские мифы, в которых Шу, Геб и Осирис поочередно правили Египтом при этом перманентно смещая друг друга с трона. Причем в режиме "папа ты засиделся, иди отсюда" и воспринималось это абсолютно нормально, ибо каждый был в своём праве.
Вот тут, боюсь, не скажу ничего осмысленного, плохо разбираюсь в предмете. И о социальном устройстве конкретно древнеегипетской цивилизации знаю очень мало. Всяко меньше тебя, кстати.
Потому что любопытно, что там на поверку выходит всё не совсем так или где-то какое-то исключение.
египетская традиция своих сыновей и наследников ставить соправителями и постепенно передавать дела полностью.
Тут еще важен ведь вопрос - была ли санкция "свыше" на такую смену правителей. Если это традиция и постановка сына на место соправителя исходит от отца - то это по-любому не аналог ситуации мелькоров-люциферов.
Шу, Геб и Осирис поочередно правили Египтом при этом перманентно смещая друг друга с трона.
Кстати, о типах культур по М. Мид говорить имеет смысл в рамках осевого времени. А в мифе отражена циклическая смена, я правильно понимаю?
Про смену правителей: это в какой то момент сложившаяся традиция. Она не была изначально.
Но если оно происходит в разное время и по-разному, то как-то с циклическим временем не очень состыкуется...
это в какой то момент сложившаяся традиция. Она не была изначально.
Это по умолчанию понятно - любая традиция с чего-то начиналась.
А если бы правило постфигуративной культуры распространялось сразу на все, без исключений, без отдельных новаторов, идущих поперек линии партии и прочего - фиг бы человечеству, а не социальная эволюция )
Можно и в иное )
К образу Древ Валинора, имхо, можно подойти с позиции Ньютона или Эйнштейна. Все-таки Древа находились не в Арде, а, скажем так, где-то в космосе, и Древа, само собой, не деревья типа елки и березы, а, как и Иггдрасиль или райское Древо Жизни - символ. И если "роса" Древ используется для создания звезд - не приколоченных гвоздями к небу, а таких реально-астрономических, а "плод" и "цветок" становятся Солнцем и Луной (которая 4,5 млрд лет назад была раскалена и вполне себе светилась) - то мне как лирику было бы интересно физиков спросить, что этот символ мог означать. В конце концов, в Земле после падения Светильников можно увидеть Землю времен архея, а в Средиземье, где пробудились в морях гигантские папоротники, а в лесах - тени гигантских деревьев - ранний палеозой.
А источники популярности Мелькора и его "прототипа"... Мне это всегда порядком выносило мозг, потому что, как я помню, в христианской и мусульманской традициях считается, что сей прототип людям поклониться побрезговал, типа,
А, может, все просто? Может, людям нужно чувствовать себя хоть в чем-то лучше других? Например, когда в школе одноклассников дразнят рыжим или очкариком - возможно, это попытка почувствовать себя крутым, потому что не рыжий и не очкарик? Точно так же и здесь: все люди - козлы и моральные уроды, хорошего Мелькора не оценили. А мы оценили.
Нет, это в мусульманской традиции он побрезговал поклонится людям. Но в мусульманской традиции Люцифер не зло, а что-то вроде провокатора от власти, он состоит при Аллахе в качестве ангела для искушения людей. И не является злом. Так как мусульманство это абсолютный монотеизм, и добро и зло исходят из Аллаха, свободы воли в принципе не существует, мир каждое мгновение творится заново, все предопределено и т.д. и т.п. Так же идея не поклонения людям проскакивает в каббале.
В христианской и ранней иудейской традиции отпадение произошло задолго до сотворения людей - в первый день творения. И причина была довольно банальная: Люцифер был первым и самым приближенным к Богу из архангелов, и в какой-то момент решил, что имеет право стать Богом. Людей он возненавидел уже после отпадения и это было естественным следствием отпадения: он вообще все созданное Богом возненавидел по банальной причине: он не мог ничего создать только искажать уже созданное. Отпадение Мелькора тоже произошло до сотворения Арды, когда он стал петь не ту песнь, что стоило петь.
ВасяМелькор, хочешь - за Кругами Мира оставайся, хочешь - Вселенную создавай. И не трогали, несмотря ни на что, до тех пор, пока эльфов от него защитить не потребовалось. Возможно, на симпатии к персонажу повлияло и это? Люди часто судят по себе (мне один чел, выучившийся за взятки в техникуме, помнится, доказывал, что я , мол, вру, что учусь не за взятки. Потому что выучиться в универе, да еще идти на красный диплом, можно только за взяткиНо вообще на самом деле процесс становления Люциферов, Мелькоров
а так же Каина, Иуды и т.п.положительнми персонажам был довольно долгим в истории. И начался - увы и ах - с банального мифа о том, что Люцифер красавчик и может соблазнить любую женщину.Но вообще на самом деле процесс становления Люциферов, Мелькоров а так же Каина, Иуды и т.п. положительнми персонажам был довольно долгим в истории. И начался - увы и ах - с банального мифа о том, что Люцифер красавчик и может соблазнить любую женщину. Да, припоминается что-то подобное. От французских альковных романов 18-го века до фанфиков о няшечке, играющей с детишками. По ходу, страдающий несправедливо обиженный кросавчег - любимый персонаж современных бульварных любовных романов.
То-то мне один очень популярный фанфик нечто подобное напоминал.(Почему-то на место всех остальных, а не глав. героини себя читательницы не ставят).